ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

Написано Советом ВСЦ ЕХБ по просьбе служителей церквей. Является продолжением вероучений, изданных Ф. П. Павловым (1906), И. И. Прохановым (1910), а также принятого на 43-м съезде ЕХБ (1985).

I. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

Мы верим, что «все Писание богодухновенно» (2Тим. 3:16), и под этим подразумеваем, что вся Библия богодухновенна, потому что святые мужи Божьи были движимы Духом святым, когда писали ее (2Пет. 1:21). Это вдохновение распространяется одинаково и полностью на все части Писания – исторические, поэтические, поучительные книги и книги пророков. Потому Библия является непогрешимой в тексте оригинала, авторитетной и достаточной на все времена (2Пет. 1:19; Ин 5:39), христоцентричной – рассказывает о Христе.

Центром всей Библии есть Иисус Христос – Господь и Спаситель, Его Личность и Его труд в первом и втором пришествии. Таким образом, ни одна часть Библии, включая Ветхий Завет, не может считаться верно прочитанной или воспринятой, если она не направляет к Нему (Лк 24:27,44; Деян. 17:2-3; 18:28; 26:22-23; 28:23). Поэтому, имея Божий авторитет и силу влияния на людей, Священное Писание как Слово Божье дано нам для практического наставления во всех измерениях нашей жизни (Ис. 55:10-11; Пс. 118:105; Рим. 15:4; 1Кор. 10:11).

Наша вера строится на откровении: Бог открывает Себя в истории человечества, и 66 книг Библии (39 – Ветхого Завета и 27 – Нового Завета) являются выражением Его самораскрытия (Евр. 1:1-3).

Мы верим, что, с одной стороны, Писания являются верным свидетельством благочестивых людей о Боге, Которого они любили и Которому служили, а с другой стороны, – посредством уникального участия Духа Святого в их написании, Писания являются Божьим свидетельством и Божьей наукой в человеческой форме. Окончательная уверенность в том, что Священные Писания происходят от Бога и составляются из Его мудрости и истины, происходит только от Иисуса Христа и Его апостолов, которые учили во имя Его.

Иисус Христос рассматривал Библию (наш Ветхий Завет), как написанное наставление Своего Небесного Отца, Которому Он подчинялся (Мф 4:4; 7:10; 5:19-20; 19:4-6; 26:31, 52-54).

Апостол Павел описывал Ветхий Завет, как полностью «богодухновенный», происходящий от Божьего Духа, точно так же, как и все творение, как и вся вселенная.

Апостол Петр однозначно утверждает божественное происхождение библейской науки (2Пет. 1:21; 1Пет. 1:10-12).

Поскольку апостольское учение о Христе является истиной откровения в словах, внушенных Богом, (1Кор. 2:12-13), Церковь справедливо считает настоящие апостольские писания как те, которые завершают Библию.

Мы верим, что то, что говорят Писания, – говорит Бог, потому что Библия является одновременно человеческой и полностью божественной книгой. Поэтому все ее многогранное содержание – история, пророчества, поэзия, песни, мудрость, проповеди, письма и все другое – должно приниматься, как от Бога.

Признание Библии за авторитетное и безошибочное Слово Божье обязывает нас:

быть благодарными Богу за дар Его написанного Слова (2Кор. 9:15);

быть ревностными в построении своей веры и жизни полностью и исключительно на нем (Рим. 10:17; Иуды 1:20).

Мы верим, что Писания – божественная книга для людей, толкование должно начинаться с буквального понимания (Лк 10:26). Потому использование аллегорий, которые не обращают внимания на автора книги, исторический фон ее написания, является недопустимым.

Каждая книга Библии написана не кодированным языком, но так, что может быть понятой теми читателями, к которым она была адресована. Это также относится к книгам, которые широко используют язык символов, – книг Даниила, Захарии и Откровения.

Ни одно значение не может быть наложено в Писании, которое не может быть с уверенностью прочитано в нем, то есть когда нельзя показать, что оно недвусмысленно выражено одним или более авторами (Мф 15:4-6; Деян. 8:30-35).

Читая и толкуя Священные Писания, мы должны придерживаться двух принципов:

•    воспринимать факты, заповеди, обетования и предостережения, которые Бог сообщает нам, такими, какими они написаны (буквальное понимание) – Лк 8:5-8;

•    молитвенно на основе Писания размышлять и находить то, что Бог хочет открыть – Лк 8:9-15.

II. БОГ

Мы верим, что есть ОДИН и только один Бог (Втор. 6:4; 1Кор. 8:4): живой (Втор. 32:39-40), истинный (Исх. 34:6), совершенный (Мф 5:48).

Он открывает Себя как бесконечная, непостижимая, самодостаточная, вечная и неизменная Личность (Исх. 3:14; Пс. 44:7).

Бог:

Святой (Пс. 21:4; 1Пет. 1:16);

Всемогущий (Быт. 17:1; 18:14; Иова 42:2; Лк 1:37);

Всезнающий (Пс. 93:11; 138:2; Пр. 5:21);

Вездесущий (Быт. 28:16; Исх. 3:5);

Творец и Вседержитель всего, что существует (Откр. 1:8);

•    Единственный достойный славы и поклонения ((Исх. 20:2-7; Мф 4:10; Рим. 16:27).

Мы верим, что Бог ТРИЕДИН: Отец, Сын и Святой Дух ((Быт. 1:1-2; Лк 3:21-22; Евр. 1:1-2; Откр. 3:22).

Каждая Личность Троицы владеет всей совокупностью божественных черт. Триединый Бог в Своем естестве и свойствах равен и неразделен, так что Отец – Бог, Сын – Бог и Святой Дух – Бог, однако не три Бога, а ОДИН БОГ ((Ин 10:30; 14:26).

Мы верим, что БОГ–

Отец

никем не сотворен, безначален, не рожден, через Которого все начало быть (Ин 1:1-4). Он свят (1Пет. 1:16), благ (Мф 19:17), справедлив (Пс. 7:12; 70:19; Откр. 3:19).

Бог является Отцом Господа нашого и Спасителя Иисуса Христа (Мф 3:17; 17:5).

Мы верим, что БОГ

не сотворен, а единорожден, «сущий в недре Отчем» (Ин 1:18). Он – единосущный Отцу и владеет всеми свойствами Бога. Ради спасения людей Он воплотился и стал человеком (Фил. 2:7), не теряя Своей божественной сущности. Он стал истинным Человеком, в Котором Божья и человеческая природы в совершенстве соединились (не смешиваясь, не изменяясь, не разделяясь). Таким образом, Иисус Христос – истинный Бог (1Ин 5:20) и истинный Человек (Рим. 5:15; 1Тим. 2:5).

Иисус Христос:

•    был непорочно зачат от Духа Святого (Мф 1:20; Лк 1:35);

•    телесно родился от Девы Марии (Мф 1:21; Лк 2:7);

•    прожил совершенно безгрешную жизнь (1Пет. 2:22; Евр. 4:15);

•    умер на кресте за грехи людей (Мф 27:50; Рим. 8:34);

•    воскрес из мертвых (Мф 28:5-6; Деян. 1:3);

•    вознесся и сел одесную Отца (Мк 716:19; Деян 1:9);

•    является единственным Заступником и Посередником между Богом и человеком (Рим. 8:34; 1Тим. 2:5);

•    придет второй раз в силе и славе (Деян. 1:10-11; Ин 14:1-3).

Мы верим, что БОГ–СВЯТОЙ ДУХ

не сотворен, пришел от Отца через Сына (ІИн 14:26). Он равен Отцу и Сыну и владеет всеми свойствами Бога.

Святой Дух

вдохновитель Священного Писания (2Пет. 1:21);

•    принимает участие в делах творения (Быт. 1:2); спасении человека (Евр. 3:7); строительстве Церкви (Еф. 2:22);

•    прославляет  Христа  (Ин 16:14);

•    обличает во грехе (Ин 16:14);

•    возрождает человека (Ин 3:5-7);

•    ведет путем освящения (Ин 16:13).

Мы верим, что при СОТВОРЕНИИ

неба и земли, всего видимого и невидимого, а также самого человека принимала участие БОЖЕСТВЕННАЯ ТРОИЦА: Отец, Сын и Святой Дух.

Мы верим, что при СОТВОРЕНИИ

нового неба и новой земли, где пребывает истина, и нового человека для жизни на них (2Пет. 2:13), принимает участие БОЖЕСТВЕННАЯ ТРОИЦА:

•    Иисус Христос — прощает грешника (Гал. 4:4);

•    Отец — принимает как сыновей и дочерей (Гал. 4:5);

•    Дух Святой — наполняет, освящает и делает наследником (Гал. 4:6-7).

III. ЧЕЛОВЕК

Мы верим, что Бог сотворил человека из «праха земного, вдохнул дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Таким образом, человек — существо триединое (дух, душа и тело) — Иова 12:10; Ис. 57:16; 1Фес. 5:23; Евр. 14:12) и принадлежит к физическому (видимому) миру и духовному (невидимого).

Бог сотворил человека безсмертным по образу и подобием Своим, которые состоят в интеллектуальных, моральных, волевых и других свойствах (Быт. 1:26-27, 5:1; Иак. 3:9).

Бог сотворил человека безгрешным с целью:

•    непосредственного общения между ним и его Творцом (Быт. 3:8; Еккл. 7:29);

•    прославления Бога (Пс. 66:4);

•    продолжения рода человеческого и «наполнения земли» (Быт. 1:28; Деян. 17:26);

•    для владения окружающим миром и труда на земле (Быт. 1:28; 2:15; Пс. 8:7).

Бог создал человека со свободой воли. Он имел право самостоятельно сделать выбор между добром и злом (Быт. 2:16-17; Втор. 30:19; Ис. Нав. 24:15; Иер. 21:8).

Грехопадение

Мы верим, что человек посредством соблазна от диавола самостоятельно избрал путь непослушания своему Творцу и тем самым согрешил против святого Бога (Быт. 3:1-6; Ис. 59:2; ИІн 8:44).

В момент грехопадения человек умер духовно и стал смертным физически (Быт. 2:17; Рим. 6:23; Еф. 2:1; Кол. 2:13).

Следствием греха человека стало Божье наказание земли и творения (Быт. 3:17; Пс. 89:10; Рим. 8:20-21).

Из-за грехопадения первых людей все человечество унаследовало греховную природу и смерть (Быт. 6:3; Пс. 50:7; 57:4; Иер. 17:9; Рим. 5:12).

Результатом грехопадения является то, что человек самостоятельно не может найти Бога (1Кор. 2:14; Рим. 3:11).

IV. СПАСЕНИЕ

Мы верим, что Бог предвидел грехопадение первых людей, потому приготовил план спасения, согласно которого Христос был Агнцем, предназначенным на заклание от создания мира (Откр. 13:8). Христос в определенное Богом время взял на Себя грех всего мира, испытал за это праведный суд Божий и, в совершенстве удовлетворив Божье правосудие, совершил полное искупление и спасение (Ин 1:29; 1Пет. 2:24; 2Кор. 5:21).

Спасение совершается Богом по благодати на основании искупления в Иисусе Христе. Человек получает его только через личное и самостоятельное обращение к Богу. Поэтому «нет иного имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Вера

Мы верим, что для обращения грешника к Богу необходима вера, которая дается человеку действием Святого Духа через слышание Слова Божьего (Рим. 10:17; Евр. 11:6; Деян. 4:4). Вера имееи три основных элемента:

•    познание Бога, Его Слова и Его воли (2Тим. 1:12);

•    покорность Богу и Его Слову (Ин 10:27; Иак. 4:7);

•    принятие того, что предлагает Бог (Ин 1:12; Рим. 8:15).

Божий порядок в спасении человека: факт, вера, чувство. Святой Дух через веру ведет человека к покаянию, пробуждает отвернуться от мертвых дел и обратиться к Богу (Деян. 11:21; 26:18; Еф. 2:8). Личное признание Иисуса Христа Господом и Спасителем является подтверждением истинной веры, которое сопровождается делами веры (2Кор. 4:13; Ин 20:28; Рим. 10:9-19; Мф 10:32,33; Лк 12:8-9; Деян. 8:37).

Покаяние и обращение

Мы верим, что покаяние дает лишь Бог по Своей милости и благости (Мр 1:15; Деян. 2:37-38; 11:18; Рим. 2:4). Покаяние и обращение содержат: печаль о грехе, признание греха перед Богом, оставление греха и принятие Иисуса Христа своим личным Спасителем (Пр. 28:13; 2Кор. 7:10; Деян. 26:20).

Покаяние – это перемена в разуме, чувствах и особенно в воле человека (Деян. 2:37-38; 9:6,20; Лк 15:20; Мф 21:29). Признаком истинного покаяния являются поступки, достойные покаяния (Деян. 26:20; Лк 19:8-9).

Возрождение

Мы верим,  что следствием обращения и личного принятия Иисуса Христа Спасителем и Господом является рождение свыше от Святого Духа и Слова Божьего, что есть необходимым условием усыновления и вхождения в Царство Божье (Ин 1:12-13;3:3;Як. 1:18; 1Кор. 4:15; Гал. 3:26).

Возрождение – это не переделывание греховной природы человека, но воскресение его из мертвого духовного состояния и рождение для новой жизни (Ин 3:3, 5-6; 1Кор. 6:19; 2Кор. 5:17; Гал. 5:17; 1Пет. 2:9; 2Пет. 1:4).

Настоящими признаками возрождения являются: коренное изменение жизни, любовь к Богу, Его Слову, любовь к Церкви и людям; ненависть ко греху, жажда к общению с Богом через молитву, уподобление Христу (1Ин 3:1; 5:1; 2Кор. 3:18; Еф. 2:5; Гал. 4:19; 5:13).

Рожденные свыше имеют уверенность в спасении, которая зиждется на Божьем Слове (1Ин 5:13), при свидетельстве Святого Духа (Рим. 8:16) и факте пережитого принятия Иисуса Христа (Ин 1:12)

Оправдание

Мы верим, что человек, поверив в Иисуса Христа, получает оправдание верой, не зависимо от дел Закона (Рим. 3:28; 2Кор. 5:21). Путем оправдания изменяется положение верующего перед Богом, Который освобождает его от осознания вины и страха осуждения за грех, потому что Христос взял всю вину на Себя и понес наказание за нее. Верующему засчитывается праведность Христа, будто он вообще не был виновен. Обращенный человек получает мир с Богом и право владения славным наследием со Христом (Рим. 4:5; 5:1; 5:9; 8:1; 8:17; 8:30).

Усыновление

Мы верим, что через рождение свыше человек получает новую природу и в нем пребывает Дух Святой (1Кор. 3:16; 6:19). В день уверования человек становится дитем Божьим и получает все права, обязанности и преимущества Царского наследника (Ин 1:12; 1Ин 3:1-2; Гал. 4:1-7). Поэтому Писание не требует искать особенные признаки спасения (Деян. 13:39; Рим. 5:1; 1Кор. 3:21-23; Еф. 1:3; 4:30; Кол.2:10; 1Ин 5:11-13).

Получив усыновление, дитя Божье становится предметом особенной Божьей любви (Ин 17:23), Его родительской заботы (Лк 12:27-33) и дисциплинирования (Евр. 12:5-11), а также имеет право на наследство (1Пет. 1:3-5; Рим. 8:17) и свободный доступ  к Небесному Отцу (Еф. 3:12). Дитем Божьим руководит Дух Святой (Рим. 8:4; Гал. 5:18), оно во всем покоряется Богу (1Ин 5:1-3).

Освящение

Мы верим, что Бог в Иисусе Христе совершил спасение человека, родил его для новой жизни, оправдал и усыновил, введя в семью Божью (Еф. 2:19; 1Пет. 2:9-10). Более того, — Бог позаботился о нашем освящении, ведь это Его воля (1Фес. 4:3; 1Пет. 1:16).

Освящение — это отделение от греха, освящение себя Богу и преображение в образ Иисуса Христа (1Фес. 4:7; Фил. 2:15; Кол. 3:5-8; 2Кор. 6:17-18).

Возрастание в освящении:

НАЧАЛЬНОЕ освящение человек получает в день покаяния и по своему состоянию становится святым во Христе, имея общение со Святым Богом (1Кор. 1:2; 6:11; Рим. 1:7; Евр. 10:10).

Освящение В ВОЗРАСТАНИИ начинается со дня обращения и продолжается всю жизнь как процесс практического освобождения от силы и власти греха, уподобления Господу Иисусу Христу, Его жизни и характеру (2Кор. 3:18; Еф. 4:11-15; 5:27; Фил. 3:10-15; 1Фес. 4:1; 2Пет. 3:18; Откр. 22:11).

Для этого Бог дал благодатные средства:

•    Слово Божье, как  свет, духовная пища и действенная сила для освящения (Ис. Нав. 1:8; Пс. 1:1-2; Мф 4:4; Ин 13:8; 2Тим. 3:16-17);

•    молитва, с помощью которой  верующий общается с Богом, славит и почитает Его, исповедуется в сделанных проступках, открывает свои желания перед Ним, всегда и за все благодарит и ходатайствует о покаянии и спасении других людей (Мф 26:41; Ин 4:23-24; 16:23; 1Ин 1:9; 1Фес. 5:17-18; Фил. 4:6; 1Тим. 2:1-4);

•    руководство Святого Духа, Который освящает человека и производит в нем плод (1Пет. 1:2; 2Фес. 2:13; Еф. 3:16; Гал. 5:22-23), ведет верующего в жизни так, что тому все содействует ко благу (Рим. 8:28);

•    постоянное пребывание верой во Христе, подобно ветви на виноградной лозе или члену Тела Христова (Ин 15:2,5,8; 1Кор. 12:27).

СОВЕРШЕННОЕ, или ПОЛНОЕ, освящение настанет при восхищении Церкви, когда произойдет воскресение умерших в Господе и изменение тех детей Божьих, которые живут на земле, и получение ими воскресших тел без присутствия греха, подобных славному телу Господа (1Фес. 3:13; 4:17; 5:23; 1Ин. 3:2).

Спасенные будут разделять с Христом Его славу во веки вечные (Ин 17:22; 1Пет. 5:10; 1Фес. 2:12; Евр. 2:10; 2Тим. 2:10).

Потому «старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14).

V. ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА

Вселенская Церковь

Мы верим, что Вселенская Церковь является невидимым собранием духовно рожденных людей, искупленных Иисусом Христом из всех народов на протяжение всех времен, которые были присоединены к Телу Христову посредством крещения Святым Духом, которое происходит во время рождения свыше, и находятся как на небе, так и на земле (Ин 3:3, 1Кор. 12:13; Евр. 12:33).

Вселенская Церковь Христова не является продолжением старозаветного Израиля, но была рождена в муках Голгофы и сотворена Иисусом Христом в День Пятидесятницы на основе апостолов и пророков, где краеугольным камнем есть Сам Господь Иисус Христос. Она являет собой новый Божий народ, невидимый Господний храм, живой духовный организм, главой которого есть Иисус Христос, а все верующие – члены (Мф 16:18; Деян 2; Гал. 3:28: Еф. 1:22-23; 2:19-22; Кол. 1:18).

Вселенская Церковь Христова после окончания периода благодати будет восхищена на облака для встречи с Господом и дальнейшего вечного пребывания с Ним (1Фес. 4:16-17).

Принадлежность ко Вселенской (невидимой) Церкви не освобождает человека от обязанности принадлежать к поместной церкви, ибо только в ней он может выполнять свои обязательства относительно своих братьев и сестер во Христе (Евр. 10:25; Мф 18:17).

Поместная церковь

Мы верим, что поместная церковь является видимым собранием рожденных свыше людей, которые находятся в одной местности, объединены одной верой на основании Слова Божьего и постоянного пребывания «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42; Фил. 1:1; Еф. 4:4-6), и является составной частью Вселенской Церкви.

Поместная церковь призвана утверждать Царство Христово на земле посредством проповеди Евангелия миру (Мф 28:19; Мр 16:15), совместное поклонение и прославление Господа (Еф. 5:18-20), взаимную любовь и единение верующих, согласно Первосвященнической молитве Христа (Ин 17:21-23).

Домашняя церковь

Мы верим, что домашняя церковь является видимым собранием возрожденных душ, которые проживают в одном доме, в одной семье (1Кор. 16:19; Рим. 16:3-4; Кол. 4:15) и принадлежат к поместной церкви.

Для членов домашней церкви Священное Писание устанавливает определенные ответственность и обязанности:

для мужей и жен (Еф. 5:22-33);

родителей и детей (Еф. 6:1-4);

господ и слуг (Еф. 6:5-9);

старших и младших (Титу 2:2-6).

Новозаветные постановления

Крещение по вере

Мы верим, что крещение – это заповедь Господа нашего Иисуса Христа, которая установлена для тех, кто обратился от своих грехов, уверовал в Иисуса Христа как личного Спасителя, был рожден свыше, и является актом послушания Богу и свидетельством своей веры для окружающих (Мф  28:19).

Крещение по вере является внешним знаком, который символизирует смерть верующего для греха и его воскресение со Христом для новой жизни (Рим. 6:3-11; Гал. 3:27 ).

Крещение по вере совершается служителями Церкви (пресвитерами) путем полного погружения в воду людей, которые во взрослом возрасте сознательно исповедуют свою веру в Иисуса Христа как в своего личного Спасителя и Бога, были научены в Церкви основам веры и придерживаются заповедей Слова Божьего в практической жизни (Мр 16:16; Деян. 2:41; 8:36-38; 1Пет. 3:21).

Вечеря Господня

Мы верим, что Вечеря Господня – это заповедь Господа нашего Иисуса Христа, которая установлена для того, чтобы вспоминать и возвещать смерть Господню доколе Он придет (1Кор. 11:23-26; Лк 22:17-20).

Вечеря Господня выражает благодарность, единение верующих со Христом и друг с другом (1Кор. 10:16-17).

Хлеб и вино указывают на ТЕЛО и КРОВЬ Иисуса Христа, и, принимая эти знаки, верующий имеет духовную общность с Ним (Мф 26:26-28).

VI. ДУХОВНЫЙ МИР

Ангелы Божьи

Мы верим, что существуют особенные духовные существа – ангелы, – которые сотворены Богом (Пс. 33:8; 90:11; 102:20; Мф 1:20; 8:16; 12:45; Лк 7:21; 8:2; 11:26; Деян 1:10-11; Кол. 1:16; Евр. 1:14; Откр. 16:14).

Ангелы превосходят людей силой и знаниями (2 Цар. 19:35; Пс. 102:20; 2Пет. 2:11; Иак.2:19; Откр. 12:12).

Ангелы не женятся (Мф 22:30) и не умирают (Лк 20:36).

Господь создал всех ангелов святыми (Быт. 1:31; Мф 25:31; Мр 8:38; 2Пет. 2:4). Ангелы не равны Богу, они служебные духи (Евр. 1:4-7; Пс. 103:4). Им нельзя поклоняться и отдавать почести, как Богу (1Цар. 11:4-8,33; 2Цар. 1:3; 1Кор. 10:20).

Ангелы иерархически организованы Богом и выполняют различные функции:

•    ангелы (Мф 1:20);

•    архангелы  ( Дан. 10:13,21; 12:1-2;   Иуды 9; 1Фес. 4:16);

•    херувимы (Быт. 3:24; Исх. 26:1; Иез.  1:4-5; 10:15-20);

•    серафимы ( Ис. 6:2-6).

Большая часть ангелов осталась послушной Богу и исполняет Его волю (Мф 25:31; 26:53; Лк 2:9-14; Евр. 1:14). Они славят Бога (Пс. 146:1-2; Ис. 6:3), поклоняются Богу (Евр. 1:6; Откр. 5:8-13), служат Богу (Пс. 102:20; Откр. 22:9; Мф 1:20; Лк 1:26-28; 2:13-14). Ангелы также служат Церкви и всем, кто унаследует спасение (Лк 16:22; Евр. 1:14; 1Кор. 4:9; 11:10; Еф. 3:10; 1Пет. 1:12; Деян. 12:11; 27:23-24). Будущее Божьих ангелов — в славе (Мф 25:31).

Падшие ангелы

Мы признаем, что другая часть ангелов: бесы (Мф 8:28-31), духи нечистые (Мр 1:23), не сохранили своего достоинства (Иуды 6), согрешили (2Пет. 2:4). Часть из них заключены в темной бездне (2Пет. 2:4; Иуды 6), а другая часть действует на свободе (Лк 8:30-31; Еф. 2:2; Евр. 6:12). Эти ангелы противятся замыслам Бога (Дан. 10:10-14; Откр. 16:13-16) и содействуют распространению лжеучений (1Ин 4:1-4; 1Тим. 4:1), приносят физические и душевные страдания людям (Мф 9:33; 12:22; 17:15-18; Мр 9:22; Лк 8:27-29; 9:37-42).

Падшие ангелы также имеют организацию, а их глава — бывший херувим (Иез. 28:14-15). Он назван сатаной (противником – Зах. 3:1-2; Иова 1:6; 2:1; Мф 4:10; Лк 22:31), диаволом (клеветником – Мф 4:1; 13:39; Ин 13:20; Откр. 13:9-10; 20:2), князем этого мира (Ин 12:31).

Для сатаны и его ангелов приготовлен суд (1Кор. 6:3; 2Пет. 2:4; Иуды 6) и наказание в  огненном озере (Мф 25:41; Откр. 20:10).

VII. БУДУЩИЕ СОБЫТИЯ

Второе пришествие Христа

Мы верим, что вскоре Христос придет на землю второй раз – в силе и славе (Мф 25:31; Деян 1:11). О дне и часе Его прихода не знает никто из людей (Мф 24:31).

Различают две фазы второго пришествия Христа:

•    приход (явление) за Своей Церковью, невидимый для мира, во время которого состоится восхищение Церкви (1Фес. 4:16-17);

•    приход со Своей Церковью для тысячелетнего царствования (Откр. 19:11-21), тогда Его увидит всякое око (Откр. 1:7).

Мы верим, что настанет великая скорбь, которая должна прийти на землю (Мф 24:21).

Воскресение мертвых

Мы верим в два воскресения в будущем:

•    воскресение первое – это воскресение к жизни умерших во Христе и перемена верных, которые остались в живых (1Кор. 15:51-53; 1Фес. 4:16-17; Фил. 3:21; Откр. 20:6) и воскресение  мучеников времен «великой скорби» (Откр. 20:4-6);

•    второе – воскресение грешников для осуждения (Ин 5:28-29; 0ткр. 20:12-13).

Мы верим, что после восхищения Церковь станет перед Судным престолом Христовым (2Кор. 5:10), чтобы получить похвалу (Мф 25:21) и венцы «[соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое (1Фес. 2:19; 1Тим. 4:8; 1Пет. 5:4; Иак. 1:12; Откр. 2:10).

Мы верим в тысячелетнее Царство Христа (Откр. 20:2-4).

Последний суд

Мы верим в окончательный суд Великого Белого Престола (Откр. 20:11), который начнется после последнего воскресения. После суда наступит вечность, которая для одних будет бесконечным блаженством со Христом, а для других – вечными муками (Мф 25:46; Деян. 12:2). Священное Писание указывает на невозможность перехода в вечности из одного состояние в другое (Лк 16:24-26)